Юлия Иваницкая — училась в «Литературной гостиной» г. Могилёва, под руководством Т.П. Овсянниковой, после -- под наставничеством Э. И. Медведского. Автор двух поэтических книг, соавтор и составитель детского сборника «Самые добрые стихи». Была организатором международного фестиваля «Эвтерпа» от Международного Союза поэтов. С 2021 года ведёт обучающие марафоны для стихотворцев в соцсетях, основатель поэтического сообщества «Музыка Парнаса». Автор обучающего арттерапевтического курса «Поэзия и я» (с 2021 года выпущено 10 потоков). В настоящее время проект объединён с курсом «Тексты Pro тебя» от Евгении Ушениной: работают вместе поэты и прозаики. Также ведёт образовательные семинары в рамках школы «Подтекст клуб». Есть публикации в коллективных сборниках и альманахах. Поэтический редактор.* * *Старый совсем, зачем он?
Ждут с ним ещё проблемы.
Мешает,
торчит просто,
короста.
Нет здесь тебе места:
из-за тебя тесно.
Если б тебя не стало
мы б, молодые, с оскалом
уже голливудским ходили.
Ну-ка проваливай, или
придётся принять решение
отправить тебя на отдых
(словно под дых).
Был бы, как прежде, мудрым,
только теперь
бесполезный
пенсионер. Не железный —
так уходи, вот дверь.
Ишь, как вцепился, корнем врос,
как избавляться — вопрос?
Вот же какой цепкий!
Ещё, говоришь, крепкий?
А ну,вылезай, негодный:
стар ты, ленив и туп.
Стал пережитком немодным,
крайним,
восьмой зуб.
* * *Мао ругает отец:
то кулаком стукнет
по столу ,
то по шее,
не понимая идеи.
Мао глотает буквы,
словно коньяк: он чтец,
а не крестьянин.
шепчут страницы, манят.
знает: пасти не овец
призван,
может и смеет.
мудрый учёный Мао
благодаря книгам
вдруг осознал,
что избран.
Мао постиг дао.
миссия выполнима:
вышли на бой хуньвэйбины,
бились не понарошку,
грудь не щадя и спину,
в страшной войне воробьиной.
словно в поход крестовый:
ведь им даровано Слово
нового евангелиста
в яркой кровавой обложке.
новая будет культура .
по кирпичам разносят
Стену и строят свинарник,
учителей бездарных
определят в коммуны,
чтобы поля пахали,
не задавая вопросы —
такова конъюнктура.
главное, есть структура:
ей ни к чему храмы,
бредни Далай Ламы.
Кормчий великий
читает книги,
болеет душой —
готовит Большой
скачок.
Индульгенция"Грех — в старославянском — ошибка, отсюда огрех." Википедия— 7 непростительных ошибок. За них не в угол — сразу в ад.
— я рад,
что ты пришёл. отец и мать —
я буду всем.
— я виноват!
поймёшь ли ты? нарушил 7
законов бытия!
— ты говори. внимаю я.
— я жаден и ленив.
— откуда ты узнал об этом?
— от родных.
— прокрастинация
выражает отсутствие
мотивации,
нужна для выживания, спасёт от выгорания.
— но я завистлив и в печали.
— зависть — двигатель прогресса,
желать и делать заставляет,
уныние и лень гоняет.
— страдаю обжорством
в формах пяти —
по классификации Аквинского.
— это болезнь, милый мой, погоди!
лечить РПП будем истово.
— а похоть? не даёт покоя
стремленье к наслажденьям плотским...
— раз по согласью, то не стоит
терзаться — повод
идиотский.
— кричу, бешусь и раздражаюсь!
что смотришь так невозмутимо?
— ты можешь злиться.
— злюсь и каюсь.
— но гнев — лишь топливо прогресса.
— так исповедаться пытаюсь...
— тебя я слышу, ты мне важен,
небезразличен, интересен.
— владеет мною мать пороков:
растит, ласкает, холит эго.
— мой друг, не будь к себе жестоким.
ты нужен миру.
ты — не лишний.
однако, где сестра таланта? мы заболтались.
время вышло.
пора уже нам попрощаться.
через неделю,
в том же месте,
в то же время,
пороки посчитаем вместе.
ариведерчи. с вас сто баксов.
* * *Город проснулся, бежит.
Мафия дремлет вполглаза.
Город одет в гранит,
город в асфальт обут –
вечный накал в антифазе.
Стресс тут как тут.
Шумный цветной мегаполис –
быть его частью лестно –
блогеры пилят в сторис
утренний крепкий эспрессо.
Кофе – как символ качества,
словно сигнал "всё по плану".
я, для столицы падчерица,
тоже бегу со стаканом.
Дарит стакан капучино,
выпитый без причины,
лёгкое "хорошо" –
главное, сделан с душой –
Боже, храни бариста!
А на душе нечисто:
разве имею право
радоваться, если во славу
чью-то кто-то уходит в землю,
в памяти растворяясь,
словно сироп в стакане?
...стыдно уже заранее.
Каюсь, сомнением маюсь.
Где -то на нашей планете
не доедают дети.
Им бы воды, не кофе...
Аутодофе
кофелюбам!
Вырвать язык им и губы,
вкус чтобы жизни познали!
Совесть сомнениям рада...
...Выпит стаканчик латте.
Выброшу в урну посуду.
Праздновать жизнь – буду.
Всех перемелет, как зёрна
время, судьба-кофемолка.
Станем травой сорной
и удобрением. Толку
искать в мазохизме
успокоения совести?
Самотерзаниям меру
знать
стоит. Жить и вкушать.
Нас – рать.
Выпей же кофе с эклером.
* * *Бес приютился во мне.
Гонит из душного мегаполиса
в луга да поля,
в маленькие города, где время не убегает, как эскалатор,
а тянется, как гудрон в детстве.
Вьет со мной гнездо дух уютный,
верный — и каждое пристанище превращает в дом.
Но снова просыпается тот, второй —
бес толковый, но неусидчивый —
и снова гонит
в поезда,
в самолёты,
в люди — смотрите, мол,
какой я
бес страшный, покоя не дающий.
Бес покойный —
это не про нас, это не сейчас.
Бес ты мой приютный!
Так и скитаться,
как той нищенке - психее,
что ищет свою половину,
а не знает, что богам подобна, и ждёт её вознесение.
Так и бегать в поисках истины,
пока не придёт бес конечный,
и возьмёт меня за руку,
и введёт в круг олимпийский.
* * *В наше время
не было беспредела и разврата,
и все жили дружно.
А плохое если было,
то очень далеко,
в газетной неправде.
Родители строили светлое будущее,
дети играли на стройке.
Но мы знали тайные тропы,
а главное, ту, по которой нельзя ходить,
потому, что, если пойдёшь — мама убьёт.
Тропа через гаражи прямо к оврагу.
(гаражи — это отцовские кабинеты/бары
мы бегали по железным крышам
и прыгали
с одного кабинета на другой.)
Там, у оврага, кто-то повесил котёнка,
и даже не одного.
Туда звал нас дурачок Вася
и доставал из штанин нечто,
большое и красное.
Там, в овраге, семиклассники факали из пакетов.
Там много всего было.
А вот беспредела и разврата не было,
потому что не было интернета.
* * *Бабушка верила, что Гагарин жив:
его забрали инопланетяне,
чтобы никто не узнал,
что он видел там на самом деле.
Бабушка знала это наверное —
вот те крест —
потому что так написано в SPEED INFO.
Я представляла,
как зелёные рептилоиды пытают героя:
который, конечно, не сдаётся,
Фи шлёт на землю SOSSOS.
Когда-нибудь он вернётся,
улыбающийся, как на открытке,
и совсем не старый,
потому что в космосе время течёт иначе.
А потом я выросла, и перестала читать газеты до обеда — и после тоже.
А бабушку мою забрал Гагарин,
потому что она ждала и верила.
В минуты галюциногенного одиночества
я представляю,
как космонавт без скафандра
(он может себе позволить)
гуляет по Луне
и прикуривает от кратера,
а моя бабушка вздыхает:
— не кури, Юрочка, это вредно.
Он смеётся, как на открытке,
и подходит к ней лунной походкой
(его научил Майкл Джексон, которого тоже забрали инопланетяне),
и танцует с бабушкой —
которая там совсем не бабушка —
под лунную сонату.
Они не одни там, на Луне.
Экзюпери составляет звёздные карты,
а Пушкин беседует с Сократом —
совсем как тот самый Мюнхгаузен,
который тоже летал на Луну.
Их всех забрали добрые инопланетяне,
потому что они видели бога
и не смогли развидеть,
а землянам про это знать не положено,
потому что мы тут все поехали.
* * *— Папа,
а ты
когда-нибудь
кого-нибудь
убивал?
Она спросила просто так, играя.
По сценарию, отец должен был подтвердить,
что он самый положительный герой.
— Ты же знаешь, где я служил? —
он дорезал колбасу
и положил на стол
трофейный афганский нож.
Девочка не ответила,
а папа молча протянул бутерброд.
Выйдя во двор, она отдала колбасу собаке
и решила,
что станет вегетарианкой,
когда вырастет.
* * *В юности уходят навсегда:
из дома,
отношений,
в крайних случаях из жизни.
Так поступают все гоминиды в процессе онтогенеза.
Навсегда — очень плохая рифма,
по-хорошему, созвучна она только
со смертью и вечностью.
Всё остальное — дилетантская подрифмовка.
Предпочитаю не петь в унисон.
Если смотреть шире
и говорить про антропогенез,
то вся история человечества — попытка отделиться от корней,
сепарироваться от предков
и перевернуть мир.
( это называют развитием).
Когда приходит понимание,
что мир давно стоит на голове
и вывернут требухой наизнанку,
хочется бежать назад,
в материнское лоно —
но размеры не позволяют,
да и гибкость уже не та.
Мы — блудные дети и притчи.
И, если сказка добрая, родители обязательно дождутся.
Похороните меня под яблокамиМоя мама — кукушка,
я её почти не помню.
Папа — дятел.
Он много работал, получил производственную травму и забыл о моем существовании.
Я живу у бабушки-гусыни на птичьем дворе.
Ещё у меня есть дедушка, но я его почти не вижу, потому что, когда он волнуется, то прячет голову в песок.
А волнуется он постоянно.
Жизнь на птичнике весёлая и шумная,
но мне часто бывает грустно.
Раньше у меня был друг, с которым можно было петь весёлые песни, но бабушка запретила нам играть вместе, потому что он петух.
Мне кажется, это несправедливо, потому что у павлина тоже радужный хвост, которым он постоянно хвастается, но петь не умеет —
дружить с ним можно,
но не интересно,
потому что павлину интересен только сам павлин.
С воробьями мне тоже нельзя водиться, потому что они хиппи и маргиналы —
такие друзья до добра не доведут.
Я мечтаю,
что когда-нибудь вырасту и улечу в горы.
Буду медитировать,
сидя на самой вершине,
и испражняться на этот бренный мир.
Бабушка говорит, что это только фантазии,
ведь я не орёл,
и в роду у нас не было ястребиных.
А главное, говорит бабушка,
не быть бакланом,
и выучиться на грача ,
или поступить в консерваторию и стать скворцом.
Бабушка говорит,
жизнь прожить надо так,
чтобы конец был достойным,
а провожали с яблоками и гарниром.
"А твоих орлов растащат на части стервятники!"
Интересно, какая разница,
если тебя всё равно съедят?
Мини-пьеса в 4 действиях с прологом и эпилогом* * *
Самый страшный звук из моего детства — поворот ключа в скважине.
Это сигнал:
— игры кончились
— сидеть тихо
— не смеяться
— не смотреть пристально
— не плакать
— не жаловаться
...конфеты лучше перепрятать...
1.Морг.
Действующие лица: сотрудник учреждения и Лирическая героиня.
— Брить будем?
— Да, пожалуй...ста... А как он с виду?
— Синий. Сердечники всегда синие. Вот если малокровие, или рак, тогда белые, конечно... или жёлтые...
— Я доплачу. Вы уж там, как-нибудь... Чтобы был красивым.
...
2. Ритуальный магазин.
Действующие лица: продавец, безутешная вдова, осиротевший пасынок 35 лет от роду, Лирическая героиня.
— Вам саван или покрывало?
— А какая разница?
— Какой веры покойник?
— Атеист.
— Вот этот гроб красивый, ему бы понравился.
— Подпишите: "От жены и сына". А деньги есть, я валюту разменяю.
— Батюшку звать будем?
— Зачем, он был неверующий. Дорого.
— Давайте купим свечи.
3. Кладбище.
Действующие лица: безутешная вдова, осиротевший пасынок 35 лет от роду, мать покойника, могильщики, гости.
— Вставай, сука! Пойдём домой!
— Сыночек! Я к тебе лягу!
— Держите старуху.
— Поднимай. Не урони.
— Кто-нибудь умеет молиться?
— Прощайтесь.
...
— Куда ставить крест?
— В ногах: мой дед старовер.
4. Дорога назад.
— Святой человек был.
— Третьего дня с ним рюмку поднимали.
— А как же банкет?
— Если не выпить, он обидится.
* * *
Ты хорошо смотрелся.
Лучше, чем при жизни.
Голову изрезали, но это ничего — она больше не понадобится,
как и твои ключи.
Я сменила замок.
Не приходи.
потом
когда-нибудь
я сама
спрошу тебя:
— Теперь ты знаешь,
как бы я хотела тебя любить,
папа?
* * *что, если сказать о жизни,
не прячась за буквы,
не прикрываясь лирической героиней,
не ныряя в аллегории?
чем
тавтология как приём
отличается от голой правды?
(голая здесь эпитет, причём заезженный).
что, если в лоб, без эвфемизмов?
прямо — без аллюзий?
инверсий даже без?
кажется, я не смогу.
моя жизнь — гиперреализм,
иллюзии в ней слишком убедительны,
оксюморон органичен.
потому говорю метафорами,
чтобы мне поверили.